Кризис 3 лет у ребёнка: как вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»?

Купание ребенка от трех недель и до года

Теперь, когда пупок у новорожденного зажил, процедура купания малыша станет проще по таким причинам:

  • Больше нет никакой необходимости перед купанием обдавать кипятком ванну.
  • Для купания можно использовать обычную воду из-под крана.
  • Если ранее, из-за наличия пупочной ранки, необходимо было использовать исключительно кипяченую воду, то теперь подойдет вода из-под крана. Помимо этого в воду можно добавлять отвары ромашки, лаврового листа, череды и чистотела (если нет аллергии).
  • Возможно купание в большой ванне. Еще одним плюсом является то, что плавая в большой ванне, малыш может свободно шевелить руками и ногами, бить ими по воде, следить за плавающими вокруг игрушками, хватать их руками. В большой ванне вода остывает значительно медленнее, и время купания можно продлить до 15-20 минут.
  • Продолжительность пребывания в воде можно продлить до 15-20 минут;

Что касается температурного режима, начинать купание можно с +33-34°С, конечно при условии, что малыш активно двигается в воде, плавает на руках у родителя, постоянно шевелит руками и ногами (если вы купаете малыша в детской ванночке, температура должна быть не ниже +36 °С). Каждую неделю температуру воды можно снижать на 1°С, постепенно доведя ее до +28-30 °С, параллельно с этим можно продлевать пребывание крохи в воде. Закаливание таким способом поможет укрепить здоровье ребенка и является отличной профилактикой респираторных заболеваний.

С точки зрения гигиены нет необходимости купать новорожденного каждый день, достаточно трех раз в неделю. Тем не менее, ежедневное купание просто необходимо малышу для хорошего самочувствия и гармоничного развития. Придерживаясь простых правил купания младенца, вы принесете ему не только пользу, но и радость.

Главные ошибки взрослых

Комаровский объясняет родителям, чего нельзя делать в период кризиса 3 лет у ребенка. Он перечисляет возможные ошибки взрослых и дает советы, как не допустить их:

  1. Не ругайте кроху. Отрицательные эмоции усугубляют течение кризиса. Тогда как похвала за правильные поступки закрепит положительные навыки.
  2. Не ограничивайте его самостоятельность. Делая что-нибудь сам, малыш получит удовольствие от своих достижений.
  3. Не критикуйте по всякому поводу. Отчитывая ребенка за неудачу, взрослые отбивают у него желание попробовать справиться с задачей еще и еще раз.
  4. Не настаивайте на своем. Это провоцирует упрямство. Лучше посоветуйте поступить по-другому.
  5. Ни в каком виде не проявляйте насилия. Эта ошибка негативно скажется на психическом развитии крохи.

Кроме этого, Комаровский предостерегает от задабривания ребенка и применения разных методов в воспитании со стороны родителей. Остановив приступ новой игрушкой, взрослые допускают грубейшую ошибку – дают понять малышу, что капризами и криком можно получить желаемое.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных — пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я — сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер

Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке

Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить

В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.

Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Особенности развития взаимоотношений после

Любой кризис рано или поздно заканчивается. И здесь два варианта развития событий: люди расходятся или отношения продолжаются. Если союз не разрушен, то происходит обновление.

Партнеры становятся более близкими, возвращается доверие, позитивное общение. Вполне возможно, что отношения перейдут в брак, если мужчина и женщина хотят этого. Или они продолжатся в том же ключе – на расстоянии, потому что обоим так удобно.

Выйти из кризиса надо с полным осознанием, а что будет дальше, как развивать отношения. У партнеров должны быть схожие взгляды на союз. В этом случае отношения будут гармоничными и продляться долго.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Влияние купания на организм младенца

Когда взрослые принимают ванну, они делают это для того, чтобы вымыться. Для малыша же купание в первый год жизни это нечто большее, чем просто мытье. Нельзя недооценивать положительное влияние этой процедуры на физическое и психологическое состояние новорожденного.

  • В теплой воде младенец чувствует себя очень комфортно, ведь совсем недавно он плавал в утробе матери.
  • Купаясь, новорожденный получает так необходимую ему физическую нагрузку, которая позволяет правильно развиваться телу малыша. Кроме того, пробуждает  в нем аппетит.
  • Процесс купания влияет на развитие тактильных, коммуникативных и эмоциональных навыков младенца, а так же успокаивает его нервную систему.
  • Эта процедура доставляет массу удовольствия и радости, как малышу, так и его родителям.

Какую литературу почитать про кризис 3 лет

В первую очередь рекомендую прочитать книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

Также у Петрановской есть замечательная книга «Если с ребенком трудно» (это книга про попытку понять и расшифровать поведение ребенка, когда кажется, что он издевается, и перестать с ним воевать и начать сотрудничать, действовать в русле привязанности).

Также можно почитать книги Гордона Ньюфелда и Габора Матэ «Не упускайте своих детей», Джона Боулби «Привязанность», Ольгу Писарик «Привязанность – жизненно важная связь»

Теперь вы знаете о главных признаках кризиса 3 лет и о том, как выстоять в этот период.

Советы – как можно и нельзя себя вести

Один из самых эффективных приёмов, который часто практикуется, когда малыш отказывается чистить зубы или надевать шапку – создать ситуацию угрозы или попросту позвать Бабу-Ягу, которая обязательно заберёт маленького хулигана с собой.

Если малыш верит и пугается, у него моментально активируется поведение следования, а с ним – и послушания. Альтернативный вариант – пригрозить оставить его в одиночестве.

В самых крайних случаях (когда маленький исследователь бежит покорять проезжую часть или высовывается из окна) допустимо повысить голос и даже причинить несущественный физический дискомфорт. Боль или угроза повторной агрессии также пугают малышей, он инстинктивно ищет защиты и беспрекословно выполняет предъявляемое требование.

Эти методы работают не потому, что проказник осознал своё поведение и сделал закономерные выводы. Родитель просто сумел воздействием запустить программу страха и следования.

Физические угрозы должны быть исключением, а не правилом, иначе есть вероятность нанести серьёзную психологическую травму. Постепенно от образа родителя как гарантии защиты и заботы ничего не остаётся, а когда именно это случится – предугадать невозможно.

Если спор касается того, какую кашу есть с утра – следует ограничиться предупреждением или вовсе уступить, а когда малыш при любой возможности пытается засунуть в розетку характерные предметы и никак не реагирует на словесные угрозы, уговоры или просьбы взрослого, целесообразно прибегнуть к более существенному наказанию.

Сам по себе кризисный период никак не зависит от стиля воспитания в семье, это просто возрастная особенность, неизбежная даже для самого тихого или спокойного ребёнка.

Следует чётко осознавать, что сложный этап закончится – нервы и стресс негативно влияют не только на самих родителей, но и на ребёнка, поэтому его закономерно следует избегать.

Это не значит, что во всём нужно беспрекословно уступать – в ситуации столкновения интересов важно, какой опыт из этого вынесет малыш. Ребёнок должен побывать с разных сторон конфликта, понять, как правильно разрешаются споры, что в жизни неизбежно случаются обстоятельства, на которые нельзя повлиять, как бы не хотелось

Ребёнок должен побывать с разных сторон конфликта, понять, как правильно разрешаются споры, что в жизни неизбежно случаются обстоятельства, на которые нельзя повлиять, как бы не хотелось.

​Факторы, влияющие на развитие кризиса

Как правило, у нормально развивающихся детей перестройка психики и адаптация к новым социальным условиям занимает от трёх месяцев до года. К 3,5—4 годам дошкольник в достаточной мере осваивает новые социальные и бытовые навыки. Но существует ряд факторов, некоторые из которых могут существенно смягчить и уменьшить время существования кризисных проявлений:

  • Близкие, доверительные отношения между матерью и ребёнком.
  • Единая линия воспитания и поведения всех взрослых членов семьи.
  • Осознание взрослыми необходимости удовлетворять естественные и разумные детские желания.

Факторы, усугубляющие кризисные проявления:

  • Авторитарная форма семейного воспитания.
  • Потакание всем капризам малыша.
  • Отсутствие единой линии поведения и воспитания среди взрослых членов семьи.
  • Напряжённые семейные отношения.
  • Недостаток внимания из-за занятости родителей, безразличия или появления в семье младшего ребёнка.
  • Совпадение пика кризисных проявлений и адаптации к детскому саду.

​На глубину кризиса влияют и другие факторы:

  • тип характера маленькой личности (у легко возбудимых, энергичных детей симптомы кризиса проявляются острее);
  • острота симптомов зависит от пола малыша (у девочек наиболее остро проявляется капризность, а мальчики сильнее упрямятся);
  • внешние и внутренние факторы (заболевания, переутомление, перевозбуждение, погодные условия).

Сложности и негативные моменты

Комаровский акцентирует внимание родителей на том, что в сложный для ребенка период ему особенно нужна любовь близких людей. В обратном случае дети надолго застревают в состоянии негативного поведения


У детей сложности кризиса проявляются:

  1. Созданием малышом невыносимой обстановки с бесконечными истериками, протестами, неуправляемой агрессией и полным игнорированием установленных правил.
  2. Отдалением от родителей, авторитет которых ребенок не желает принимать.
  3. Жадностью и нежеланием делиться чем-либо с близкими людьми и другими детками.
  4. Вредностью, граничащей со строптивостью и абсолютным негативизмом.
  5. Необоснованной ревностью, требующей постоянного внимания к себе.
  6. Необъяснимой агрессией, проявляющейся жестокостью по отношению к близким – малыш дерется, кусается, царапается.

Подобные проявления – результат того, что ребенок еще не понимает, что с ним происходит и, не умея по-другому выразить свое новое состояние, обвиняет во всех неудачах близких людей.

Евгений Олегович Комаровский и у родителей выделяет негативизм поведения в общении с неуправляемым трехлетним ребенком. Это:

  • отсутствие чуткости и понимания, что неадекватное поведение малыша вызвано сложным периодом в его жизни и что оно со временем пройдет;
  • неумение сдержать гнев;
  • проявление негативных эмоций;
  • желание подчинить волю ребенка своим тоталитарным требованиям;
  • постоянное сравнение малыша с ровесниками, которые, якобы, лучше него;
  • применение физических методов наказания за непослушание.

Педиатр подчеркивает, что главное – не позволять малышу манипулировать ими, предоставлять ему свободу действий и проявлять настойчивость только в ситуациях, сопряженных с опасностью для здоровья и жизни ребенка.

Что делать с неуправляемым ребенком — видео-совет доктора Комаровского:

КАПРИЗЫ

Это желание любой ценой настоять на своем и получить желаемое

Здесь очень важно отличать капризы от нормального желания ребенка. Если вы на все просьбы ребенка говорите «нет», то бунты и плохое поведение обеспечены

Но если вы точно решили, что то, о чем просит ребенок в данный момент невозможно – приведите аргументированные доводы и твердо стойте на своем. Иначе – ребенок очень быстро поймет, как нужно вести себя, чтобы родители сделали то, что хочет он.

И процесс прохождения кризиса трех лет  с капризами и истериками затянется на долгое время.

Кстати в этот период как раз наступает опасность осознания ребенком возможности манипулировать родителями, которой боятся, начиная с рождения. И даже некоторые специалисты советуют с рождения игнорировать детский плач для избежания этих самых манипуляций. Об этом я написала отдельную статью и советую  Вам ее  почитать.

Плач как просьба о помощи новорожденного весьма отличается от каприза малыша 3-х лет. И я это чувствую на том самом интуитивном уровне, который применяю с рождения ребенка. Это два совершенно разных понятия! И не надо их путать!

Если правильно его пройти, то на выходе вы получите уверенного в себе, повзрослевшего, самостоятельного малыша, который ощущает себя полноценной личностью, которого уважают и к мнению которого прислушиваются.

Если же стараться заглушить все проявления возрастного кризиса 3 лет, применить позицию силы, наказывать и ругать ребенка за «вдруг» плохое поведение – вы выиграете сражение, но проиграете войну, если можно привести эту аналогию к процессу воспитания.

Ошибки в поведении родителей в этот период

Конечно, ребенка можно очень сильно запугать, и его будет бросать в дрожь от одной мысли попробовать выразить протест. Таким поведением к окончанию кризиса 3 лет можно «сломать» ребенка и его свободную волю.

Дети – это не наша собственность. Мы – только проводники для Души ребенка на начальном этапе путешествия в Мир. Быть таким проводником – огромная радость и ответственность. Не нужно «забивать» ребенка, нужно помогать ему на всех периодах жизни быть самим собой.

Также проблемы могут начаться, если мама демонстрирует ребенку, что когда он сердится и скандалит, она себя  плохо чувствует и страдает. Так можно довести ребенка до невроза, и он будет панически бояться конфликтных ситуаций.

Осознайте то, что ваш ребенок повзрослел

Очень сложно сразу перестроиться и осознать, что перед вами уже не тот беспомощный кроха, которого вы носили на руках, кормили с ложечки и решали за него, что ему надевать и что кушать. Трехлетний малыш – это вполне самостоятельный, уверенный в себе человек, который стремиться общаться с людьми, познавать мир и пробовать его на прочность.

Понимая, что многое теперь он может решать сам, ребенок уже не станет просить помощи или разрешения у родителей, он сделает это самостоятельно. У малыша появляются первые собственные вкусы, привычки и предпочтения. Теперь он сам хочет решать, какие штаны надевать, какую кашу есть на ужин и куда ему идти гулять

Если родители начинают навязывать ему свое мнение, независимо от того хочет малыш этого или нет, он не будет соглашаться с их решением просто потому что они не посоветовались с ним и тем самым нарушили равенство, которое для маленького человечка очень важно

То, что ребенок стал взрослее можно заметить и по тому, что в предложении вместо своего имени, он использует местоимение «Я». Малыш начинает осознавать то, что он такой же человек, как и его родители, поэтому, естественно, начинает требовать равноправия. Он хочет, что за ним признавали право поступать и делать тоже самое, что и мама с папой. К примеру, если папа едет на рыбалку, маленький сынок, скорее всего, захочет ехать с ним и обязательно на переднем сиденье, а не как обычно на заднем пассажирском. Если мама краситься, дочка тоже может взять без разрешения косметичку мамы и сделать яркий макияж.

Чтобы помочь малышу пережить сложный для него период, родители должны продемонстрировать ему, что понимают, что он уже взрослый и потому имеет право на собственное мнение, а значит вправе сам решать, куда ему идти и чем заниматься. Любое сдерживание малыша будет приводить к тому, что в семье будет происходить непонимание и частые конфликты. Чем дольше родители не будут принимать самостоятельность ребенка, тем острее для них и для него будет проходить трехлетний кризис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector